Понедельник
25.09.2017
05:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ"Детский сад №3"Новомосковск
Главная Регистрация Вход
консультации для родителей »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

"Влияние несформированности фонематического анализа, синтеза и восприятия на стойкие проявления дисграфий и дислексий, рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза"

Учитель-логопед:

Пушкарева А.С.

В современной логопедии под дислексией понимается такое расстройство процесса чтения, которое проявляется в специфических и стойких, то есть постоянно повторяющихся, ошибках при чтении и которое связано с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Несформированность же этих функций, в свою очередь, может быть обусловлена как повреждением соответствующих мозговых структур, так и неблагоприятными для их нормального формирования социальными условиями.

Иными словами, дисграфия (нарушение процесса формирования письменной речи) и дислексия вызываются одними и теми же причинами. Однако распознать дислексию значительно труднее, чем дисграфию, потому что многие и не страдающие ею дети читают плохо, медленно, с многогичисленными ошибками и поправками.  Но если при дисграфии эти ошибки сразу видны, поскольку написанное "не вырубишь топором", то при дислексии их чаще всего объясняют плохой техникой чтения и простым "нежеланием читать".

Обратите внимание, что чтение, как и письмо, осуществляется у нас по аналитико-синтетическому методу. А раз это так, то и для овладения чтением ребенок прежде всего должен научиться дифференцировать на слух все звуки, потому что буквами обозначаются именно звуки и вне связи со звуками все эти чисто условно подобранные буквенные знаки теряют всякий смысл. При чтении необходимо и умение отчетливо прослеживать звуковой состав слов, то есть владение фонематическим анализом и синтезом слов и речевого потока в целом. Основные виды дислексии связаны с несформированностью у детей фонематической системы языка, с одной стороны, и зрительно-пространственных представлений - с другой.

Поскольку основной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии является длительное (после 5-6 лет) сохранение у ребенка звуковых замен в  устной речи, то сам факт наличия таких замен в указанном возрасте следует расценивать уже не как возрастные своеобразия речи. Таким образом, нарушение слуховой дифференциации звуков является превым дефектом, неисчезнувшие звуковые замены- вторым, а "грядущая" дисграфия будет уже третьим.

Работа пот устранению артикуляторно- акустической дисграфии у школьников включает в себя такие три составляющие:

  • развитие слуховой дифференциации звуков, если в ходе проверки будет выявлено её нарушение;
  • преодоление звуковых замен в устной речи и постановка отсутствующих звуков;
  • преодоление буквенных замен на письме.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, как показывает само название, характерна для детей, которые не овладели одной из очень важных операций письма- фонематическим анализом и синтезом.

Существует три вида анализа речевого потока: деление предложений на слова, слов на слоги и слов на звуки, а также три однотипных вида синтеза, заключающихся в соединении слов в предложения и слогов и звуков в слова.

В устной речи ни один из видов фонематического анализа и синтеза не нужен, потому что в процессе устного общения мы следим только за мыслью собеседника, вообще не задумываясь о том, сколько слов или звуков он при этом произнес.

Совсем иначе обстоит дело с овладением письмом, когда непрерывно звучащая устная речь переносится на бумагу и изображается в виде буквенных знаков. Здесь уже необходимо не только уметь разделить предложение на слова и записать их отдельно друг от друга, но и "дойти" буквально до каждого звука, изобразив его в виде соответствующей буквы в той же самой последовательности, в какой звучали звуки в устной речи.

Действительно, обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, из этого следует, что для овладения ею ребенок должен  хорошо ориентироваться не только в слоговом, но и в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.

Это значит, что ребенок должен уметь определить следующее:

  • какие именно звуки(фонемы) входят в состав слова;
  • сколько всего звуков в слове;
  • какова их последовательность в слове (какой звук первый, второй, третий);
  • каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
  • уметь соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно "составленного" из звуков;
  • уметь соединять "поссорившееся звуки" (переставленные местами звуки) и определять получившееся слово.

Следовательно, свободно ориентироваться в звуковом составе слова.

Так как фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение взаимосвязаны, поэтому развитие фонематического восприятия очень важно не только для хорошего понимания слов, но и для правильного произношения их. Прежде чем обучать ребенка правильному звуку необходимо предварительно поупражнять его слух, чтобы по слуху он различал смешиваемые слова и звуки.

1.Рекомендую упражнение, направленное на слуховую дифференциацию:

  • произнести существительные, названия которых отличаются одним звуком.

Они показывают названные логопедом картинки:

Мышка – миска;

Дочка – точка;

Бочка – почка;

Киска – лиска;

Крыша – крыса;

  •  произнести существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходными по звуко – слоговой структуре:

осел – козел;

ослик – козлик;

газон – вагон;

змея – земля;

воз-нос;

  • произнести глаголы, сходные по звучанию (педагог задает вопросы к "сюжетным" картинкам):

кто катает – кто купает;

кто купает – кто покупает;

кого пасут – кого несут;

кто везет – кто несет.

2. Выделю упражнение «Помоги кукле».

Педагог. Кукла Таня пошла учиться в первый класс и ей нужно сделать домашнее задание. Давай ей поможем: нужно найти в слове лишний звук.

       В праздники на улицах

       В руках у детворы,

       Горят, переливаются

       Воздушные шарфы (шары).

Я.Аким

       Целый день поет щегол

       В клетке на окрошке (окошке).

       Пятый год ему пошел,

       А он боится крошки (кошки).

А.Барто

Педагог. Теперь поможем кукле Тане исправить ошибки в "перепутанных" стихах:

С другом мы играли в чашки...(шашки).

Пили чай из белой шашки....(чашки).

Вылезла из норки шишка...(мышка).

На неё упала мышка...(шишка).

В воздухе летала кошка...(мошка).

Молоко лакала мошка...(кошка).

На столе стояла кошка...(плошка).

На полу сидела плошка...(кошка).

3. Отмечу упражнение на различение  на слух звуков [С] и [Ш]:

Звук "С" -это проСто СвиСт,

А в "Ш" слыШен   Шум  глухой.

Звук "С"-в  словах "С-С-С-лон" и "лиС-С-Ст",

А "Ш" есть в слове "больШ-Ш-Шой".

4. "Имитация".

Педагог дает образец произношения, ребенок, подражая взрослому, повторяет. Звуки предпочтительно подавать не изолированно, а в составе слов и более крупных языковых единиц, где звуки приобретут свои подлинные характеристики.

5.Выделение звука на фоне слова.

Педагог сначала произносит какой-либо звук(скажем, [р]), а затем слово и ряды слов, содержащие и не содержащие этот звук. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакция детей может быть разнообразна: подъем руки, хлопок в ладоши. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом этой операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками. К примеру, выделить звук [р] из ряда слов: лак- лай-рак.

Обратите внимание на методы по формированию фонематического анализа:

1. Вычленение звука.

 Ребенку предлагается слово, в котором они должны назвать последний  и /или первый звук. Особое внимание уделяется словам, которые в своём составе содержат два или большее количество смешиваемых звуков, а также рядам слов - квазиомонимов. Например, при смешении звуков [ш]- [т]: шут, шест, тушь; шина, тина; гром-грот; март-марш.

2. Определение места звука в слове.

Взрослый выделяет какой-либо звук, ребенок определяет, где он находится в слове:

-в начале слова;

-в середине слова;

-в конце слова.

Легкий вариант заданий- выделенный звук встречается в слове один раз, трудный- звук встречается несколько раз.

3. Определение положения звука по отношению к другим звукам.

Взрослый  произносит слово, выделяя в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед или после, выделенного звука. например, произносится слово «кот», в нем выделяется звук [о], тогда : перед [о] находится [к], после [о]-[т]. Предпочтение отдается словам, которые одновременно включают в себя два (или более) смешиваемых звука (например, «вар» при смешивании [р] - [в], «кот» при  смешивании [к] - [т] и т.п.

4. Определение последовательности звуков в слове.

Взрослый произносит слово, ребенок должен раздельно назвать звуки этого слова в порядке их следования.

Дается задание: «какой звук ты слышишь в начале слова «с-сумка»?» Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [у]: «су-м-ка»?». Ответ ребенка. «какой звук ты слышишь после звука [м]: «сум-к-а»?». Можно несколько  задержать смычку при произношении звука [к]. Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [к]: «сумк-а»?» Ответ ребенка.

На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков( мак, слон, куст, сырок).

Для формирования фонематического синтеза отмечу следующее:

1. Игра "Подружи звуки".

Ребенку предлагаются слова из 3-5 слов с сохраненной звуко-слоговой  структурой. При этом слова произносятся с небольшой паузой. Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или подружи), чтобы получилось слово: [с], [о], [к]; [к] [а] [ш] [а]; [б] [у] [л] [к] [а]».

Условия составления слов из заданной последовательности звуков могут иметь разную сложность. Трудные- когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями( например,"Сначала [р], потом  [а], потом [к]").

Далее проверяется фонематический синтез на словах с нарушенной звуко-словогой структурой: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами». Ты поставь их правильно и получится знакомое тебе слово: [т], [о], [р]-рот; [к], [а], [у], [р] -рука; [с], [а], [л], [и]- лиса.

Еще раз выделю, что фонематическая дислексия, как показывает само название, связана с недостаточной сформированностью у ребенка фонематической системы языка, то есть его звуковой стороны. операциях. В связи с этим необходимо формировать фонематическое восприятие. Отмечу, что в случае нарушения слуховой дифференциации звуков у ребенка возникает акустическая дисграфия, или, как теперь её более точно называют, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. Если говорить о способах преодоления этого вида дислексии, как и любого её вида, то здесь совершенно бесполезно просто заставлять ребенка "как можно больше читать", к чему очень часто прибегают родители.  Этот вид дислексии, как и соответствующий ей вид дисграфии, не исчезнут до тех пор, пока не будет "выровнено" лежащее в их основе "слабое звено", заключающееся в отсутствии слуховой дифференциации звуков. Использование этих приемов будет "работать" только одновременно с формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза.

 

Учитель - логопед: Пушкарева Анна Сергеевна


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz