Четверг
23.11.2017
14:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ"Детский сад №3"Новомосковск
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [33]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством аппликации из ткани и ниток»

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством аппликации из ткани и ниток»

Подготовила : Ушакова Г.М.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства». Аппликация, как вид деятельности входит в программу для детских садов, по которой строится работа с детьми. Ребенок знакомится с материалами, способами и техникой обработки бумаги, использованием в аппликации нетрадиционных материалов (ткань, нитки, вату и т.д.), развивает навыки графического изображения предметов, овладевает умением преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, от чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства и творчески воплощать их в аппликации.

Значение аппликации в детском саду состоит также в том, что она способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Благодаря работе над аппликацией ребенок овладевает трудовыми умениями (обработкой материала и применением инструментов). Л. С. Выгодский писал - «Воспитание, понимание в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка». Усилия взрослого должны быть направлены на формирование у него культуры труда (умения содержать в порядке рабочее место, в чистоте - рабочие инструменты, планировать последовательность выполнения работы).

Кроме того, посредством аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность, испытать чувство радости от положительного результата труда. Аппликация способствует повышению уровня подготовки к предстоящему обучению в школе.

Таким образом, можно сделать вывод: что использование аппликации оказывает большое значение для развития детей дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу по теме аппликация, обратила внимание, что в системе работы мало представленные занятия аппликации из ткани и ниток.

В свою работу начала с разработки плана занятий с детьми по обучению аппликации из ткани и ниток. Материал для аппликации нетрадиционен, очень интересен. Готовые работы получаются объемными, красочными, насыщенными, фактурными на ощупь. Кроме того, для аппликации надо заранее подготовить материал, накрахмалить ткань, сделать выкройку-трафарет, перенести по контуру на ткань, ножницы должны быть острыми. Выбор ниток зависит от тематики аппликации, шерстяные лучше использовать для одушевленных предметов: щенок, бабочка, и т.д. Для предметов лучше подойдут обычные нитки ирис. Обучение начинала по принципу от простого к сложному. Предлагала детям темы сначала предметные, потом вводила дополнительные элементы, затем выполняли сюжетные композиции. В аппликации на начальном этапе брала отдельно ткань или нитки, к старшему возрасту на аппликации объединялись материалы: основной предмет из ткани, элементы из ниток или наоборот.

Занятия очень нравятся детям, несмотря на то, что очень трудоемки, но дети быстро увлекаются и получившиеся работы вызывают восхищение.

На начальном этапе обучения детей дошкольного возраста аппликации из ткани и ниток необходимо выбирать не сложные предметные изображения. На ткань наносится контур изображения или его деталей, затем по нанесенному контуру вырезаем, наносим клей и приклеиваем к основе, прижимаем салфеткой.

Затем тематика аппликации усложняется. Необходимо выбирать изображения из нескольких частей, например, дом с крышей и трубой, чайная пара. Для выполнения педагог предлагает перевести изображение деталей аппликации на ткань используя шаблон. Аккуратно, при помощи мела или простого карандаша шаблон обводится по контуру, затем вырезается. На основе для аппликации собираем изображение из частей, поочерёдно наносим клей и приклеиваем к основе, прижимаем салфеткой. Для аппликации из ниток так же выбираем изображение, состоящее из нескольких частей. На основу аппликации переносим контур изображения используя шаблон или трафарет, отдельные тарелочки нарезаем нитки, наносим клей только на то место изображения, на которое будим наносить нитки, приклеиваем нитки и так заполняем нитками все изображение.

Детям 6-7 лет можно предложить выполнение сюжетных композиций из ткани и ниток. Сюжет выбираем не сложный. В аппликации сочетаем технику аппликации из ткани, а некоторые объекты сюжета выполняем из ниток.

Следующий этап заключается в соединении изображения из нескольких частей. Когда дети научатся выполнять аппликацию из ткани, можно предложить сюжетные композиции или сочетание техник, ткани и ниток. Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей.

Вырезанные фигуры, раскладываем на основе в нужных местах эскиза, уточняем форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступаем к закреплению аппликации на основе.

Материалы и оборудование в технике аппликации из ткани и ниток обычно используются следующие: клей ПВА, бумага, лоскутки ткани, нитки, ножницы, и т.п.

Картон для фона чаще всего берется матовый, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы под­черкнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более упругой ткани сочных, насыщенных тонов с хорошо об­работанной поверхностью. Нитки также подбираются ярких оттенков, предварительно сматываются в жгуты.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными кон­цами и разработанными рычагами. Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из ткани, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллек­тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло­ские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промы­вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают детали ткани или мелко нарезанные нитки на густой клей ПВА.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе за­нятия его надо несколько раз менять, чтобы клей не пач­кал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелатель­ных пятен.

Не нужные обрезки или остатки неиспользованных ниток необходимо складывать в специальные коробочки.

В процессе занятий аппликацией из ткани и ниток дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания сюжетной композиции или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам ткань и нитки разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Работая с тканью и нитками и инструмен­тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инстру­ментальных действий. На занятиях происходит озна­комление с различными видами ткани (ситец, сатин, шёлк, и др.) и ниток, их качест­венными показателями.

Таким образом, систематическое обучение детей разнообразным спо­собам аппликации из ткани и ниток способствует развитию художественно-творческих способностей, создает основу для всестороннего развития дошкольника.

Категория: Мои статьи | Добавил: МБДОУ3 (13.11.2017)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz